Новости
27.08.2020
Цех Драматургов. Завершение работы семинара
Дорогие друзья! Мы заканчиваем нашу общую работу. С вами было интересно разговаривать, спорить и главное - читать ваши пьесы. Мы надеемся на дальнейшие встречи.
Вы все хорошо поработали и со своими текстами, и с чужими, давая советы и замечания. Драматурги - это люди, которые дружат, помогают друг другу и никогда не жалеют своих знаний и идей. Чем больше черпаешь, тем чище вода.
Но настало время подводить итоги. В финал попали шесть пьес.
Цех Драматургов поздравляет участников семинара, пьесы которых вышли в финал и будут представлены театрализованными читками на нашем фестивале во МХАТе имени Горького, который пройдет с 25 по 30 сентября на Третьей сцене. По итогам этих показов три пьесы-победителя получат грант на постановку в размере 800 тысяч рублей.
В рамках фестиваля пройдет установочный семинар, куда будут приглашены и все иногородние авторы, знакомство авторов с режиссерами и обсуждение всех показов.
Надеемся, что все семинаристы примут участие в работе фестиваля и придут поболеть за своих товарищей и, конечно, выступить на обсуждениях, показав, что вы дополнили свои знания и умеете анализировать не только прочитанное, но и увиденное. И главное - ваша поддержка очень важна.

Ждем вас:
25 сентября — семинар, показ и обсуждение пьесы Марины Мелексетян «Золотой шатер» (Режиссер — Евгения Таныгина)
26 сентября — показ и обсуждение пьесы Семена Вяткина «Капремонт» (Режиссер — Юлиана Лайкова)
27 сентября — показ и обсуждение пьесы Марты Райцес «Я свободна есть мацу» (Режиссер — Грета Шушчевичуте)
28 сентября — показ и обсуждение пьесы Александра Новожилова «Таблички» (Режиссер — Станислав Эрклиевский)
29 сентября — показ и обсуждение пьесы Дмитрия Ретиха «Шочимики — цветочная смерть» (Режиссер — Игорь Макаров)
30 сентября — показ и обсуждение пьесы Ксандры Колесник «Плоская земля» (Режиссер — Александр Пономарев)
После перерыва — объявление и награждение Лауреатов.

До скорого свидания во МХАТе им. Горького

Ольга Михайлова
Елена Исаева
25.08.2020
Open call для драматургов!
https://canserrat.org/spring-2021_open-call_writing-project
16.08.2020
Отзывы выпускников Цеха драматургов
Подходят к концу занятия в семинаре Цеха драматургов, которые ведут драматурги Ольга Михайлова и Елена Исаева. Семинаристы поделились своими впечатлениями о новом опыте и полученных знаниях:

Николай Ермохин живёт в городе Вязники Владимировской области. Закончил Литературный институт им А. М. Горького. Победитель и финалист драматургических конкурсов "Евразия", "Действующие лица", "Слово и действие", "Время драмы" и многих других.

Отзыв о семинаре:

"Елена Валентиновна Исаева и Ольга Игоревна Михайлова - известные мастера драматургии. Уверен, что каждый семинарист благодарен им за ценные советы и самоотдачу".

Варвара Павленко пишет: "я родилась и выросла в Москве. Закончила три очень уютных и правильных школы, глубоко укоренённых в культурных слоях уже прошлого века, причастностью к которым горжусь: школу 1113, музыкальную школу им А.Н.Скрябина (скрипка), музыкальную школу при ГУДИ (кларнет). С учебой везло и дальше: окончание курса в “Институте звукового дизайна” В.Филатова позволило мне поступить в Московскую школу кино на программу “Композитор в кино”.

Стараюсь не упускать возможность узнать новых интересных людей и в этом смысле семинар во МХАТ не выпал из общей линии пока не очень заслуженного везения. И потому, что на мои первые, в сущности, шаги в работе с текстом для театра кто-то серьезно взглянул и даже уделил какое-то время разбору и очень для меня ценным советам. И потому, что просто появилась возможность общения с несомненно талантливыми людьми, что в конечном счете и подталкивает к стремлению соответствовать их уровню".

Дмитрий Ретих окончил сценарный факультете ВГИК. Проживает в Москве. Член Союза писателей Москвы. Публиковался в сборнике «Новые писатели», в журнале «Октябрь», «Юность» и «Литерратура». Пьесы ставились на экспериментальной сцене Театра Российской армии и на сцене Центра драматургии и режиссуры.

""Цех" оказался для меня отличным мотиватором для написания пьесы. Высокий уровень участников и первоклассные мастера не давали выполнить работу "для галочки".

Елена Саморядова из Калининграда - окончила БФУ имени Канта, факультет географии и геоэкологии и киношкола Cinemotion, сценарный факультет. Публиковалась в журналах «Дружба народов» и ЛИTERRAТУРА . В 2019 году дебютная пьеса «Спичка» вошла в шорт-лист конкурса «Ремарка» и лонг-лист конкурса «Евразия». В 2019 году дебютная повесть «Радио «Честно»» попала в неофициальный лонг-лист литературной премии «Лицей». В 2020 году пьеса «Суд» стала одной из победителей конкурса «Русская мечта». В сентябре 2020-го повесть «Радио «Честно» выйдет в издательстве «Стеклограф».

"Я занимаюсь театральной драматургией около двух лет. Мне это очень интересно. Семинар дал мне самое дорогое: воздух, среду, понимание и внимание. То, в чем я остро нуждаюсь в своем безмерно любимом, но все же не вполне театральном городе. В целом, это был очень полезный опыт. Я искренне благодарна мастерам и всем участникам семинара".

Александр Новожилов, г. Липецк: "Благодарю организаторов «Цеха драматургов» за предоставленную возможность быть прочитанным и услышанным. Это очень важно для автора, проживающего в провинции, где творчеством занимаются единицы. Хочется отметить, что мне удалось взглянуть на собственный текст с иной плоскости, благодаря руководителям семинара, которые рассказывая теорию драмы, «мягко» подводили к осознанию тех или иных ошибок, допущенных в пьесе. Это очень помогло доработать текст, довести его до ума. Я считаю, что тот теоретический материал, те размышления, которыми в рамках семинара с нами делились Елена Исаева и Ольга Михайлова, будут отличной базой для создания в будущем новых талантливых и, самое главное, востребованных театрами произведений".


"Я, Марина Мелексетян, родилась в 1982 году, в городе Михайловка Вологоградской области, живу в Москве. Окончила Литинститут им.Горького и аспирантуру там же. Училась на сценарных курсах CINEMOTION.Lab и в лаборатории Культбюро.
Конкурсы и фестивали: Любимовка-2013, пьеса “Олимпиец” в основной программе фестиваля; лонг-лист литературной премии «Дебют». В 2014 году – пьеса “Помехи связи” – лонг-лист конкурса “Евразия”; отмечена отборщиками фестиваля “Любимовка”, шорт-лист “Маленькая премьера”
2015 – лауреат конкурса на создание пьес, связанных с историей русского театра в рамках проекта «Открытая история театр» совместно с музеем Бахрушина (пьесы «Хозяин музея» и «Каменный туман»).
2020 – победитель всероссийского конкурса «Цех драматургов»

Семинар Цеха драматургов явился для меня большим стимулом дописать пьесу по своей давней задумке: о том, как живут люди после глобальной трагедии, из которой нет и не будет выхода, кроме как тянуться изо всех сил к свету в себе и вовне, беречь данное судьбой и не умножать зло и потери. Кураторы семинара О.Михайлова и Е.Исаева, а также коллеги по цеху, помогли мне глубже осмыслить собственный замысел, да и просто решиться на трудную работу над пьесой и наконец написать её".
Left
Right
16.03.2020
Проект "Цех драматургов" временно приостанавливает работу еженедельных читок.
С 18 марта по 1 апреля, в целях безопасности зрителей и команды проекта. Следите за новостями на нашем сайте и социальными сетями.

Дорогие авторы и участники читок! Все ваши работы будут обязательно показаны, как только ситуация с вирусом пойдёт на улучшение. Новые сроки читок будут с вами согласованы.
15.03.2020
"Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки"
Одна из лучших, но почти не воплощавшаяся на сцене пьеса Вадима Леванова ‐ об австрийском закройщике, жившем в конце 19 века, который однажды потребовал официально признать, что именно он изобрел швейную машинку.

Общество сочло его сумасшедшим, и не получив признания, он нападает на улице с ножом на тайного советника канцелярии, чтобы тот официально подтвердил его авторство. На помощь приходит возлюбленная Йозефа, Эльза, но кому она хочет помочь? Участником событий становится доктор Фрейд, который пытается внести ясность в сложившуюся ситуацию, но клубок причинно-следственных связей запутывается всё сильнее. Кто, на самом деле, свободен? Кто сумасшедший - герой или мир? Можно ли быть счастливым в бедности и безвестности?

Под выбранной абсурдистской формой, все действия героев абсолютно замотивированы и под лёгкой оболочкой оперы (жанр определил автор) - многослойный пирог экзистенциальных вопросов и современных аналогий.

С успехами цивилизации произошла подмена понятий: материальный мир и общественное признание вытеснили семейное счастье и выбили людей из душевного равновесия.

Тема лишнего человека накрыла весь мир. Из психологического тупика автор показал только три выхода: убийство, самоубийство и сумасшествие. Всё было бы трагично, но режиссёр, Грета Шушчевичуте, нашла свой ключ к пьесе. Сцена добавила новый объём, и применение вахтанговского метода выхода из роли пришелся как никогда кстати.

Актёры Николай Захаров, Татьяна Полосина, Матвей Матвеев, Михаил Дементьев и Владимир Невгоденко разыграли текст как шахматную партию, играя то за чёрных, то за белых, то за пешек, то за королей.

Динамичность, пантомима и текст, насыщенный тонким юмором, держали внимание зрителя. Каждый раз, как линия сюжета, казалось бы, становилась предсказуемой, происходил неожиданный переворот и охотник становился жертвой, а жертва - охотником. Театрализованная читка показала новую грань современной драмы, а обсуждение подтвердило, что пьеса точно найдёт своего зрителя.

фото: Ольга Гусинская
Left
Right
07.03.2020
Обсуждение пьесы «Базарные бабы» Е. Палеховой перешло в on-line.
Валерия Приходченко поставила читку «Базарные бабы» на Третьей сцене МХАТ им. М. Горького. Экспериментальная постановка построена на иллюстрации притч событиями современности. У зрителей возник ряд вопросов, обращенных к автору пьесы. Евгения Палехова подготовила ответ, который мы публикуем ниже:
- это моя первая попытка внедрить монтаж (в том виде, в котором он был нужен мне, чтобы дать историю) в текст, предназначенный именно для сцены. В итоге я дошла до «Людки». Но в 2001 году я бы этого не сказала – не смогла бы ещё сказать.
Обескуражило то, что ребята не смогли понять, что же произошло. Сама я никогда не настаиваю на своём участием по простой причине: для меня театр – это бесконечные этапы и преобразования текста и персонажей. Именно эта цепочка и есть то, за что я люблю театр – как место и как идею.
Проясним:
Не на Севке держится империя Алика. Потому и не стал бы он всё это затевать только ради того, чтобы удержать работника. Алик хотел забрать у Аллы Сергеевны деньги, которые у нее были при себе (в машине). В то время свободной конвертации в Узбекистане не было. Обмен валюты между частными лицами считался преступлением (статья). Именно поэтому Алла Сергеевна обратилась к цыганскому барону. После словесной перепалки с Аллой Сергеевной Алик решил сгладить неприятное впечатление и подсунул ей Севку в качестве примирительного подарка. Наличие алиби у Севки должно было не его спасти, а отвести от Алика малейшие подозрения в том, что он хоть как-то причастен к смерти Аллы Сергеевны. Потому Алик так и расстарался с алиби Севки.
Мысль: всё, что говно, всё в мясорубку - на благо старшему, бОльшему, сильнейшему.
Еще мысль: Севка понимает, что попытка сбежать от Алика с его же добычей (деньги Аллы Сергеевны) обречена, но не попытаться не мог. Жить очень хочется, и жить счастливо.
И ещё одна мысль: не важен антураж – время и пространство, в котором мы живём. Важно то, что мы не меняемся. Мы остаёмся теми свиньями, которые, если их тыкнуть носом в их же буйство, нечистоплотность, ярость, безумие, злость, всегда могут сказать: так это же не мы виноваты, это в нас дух злой вселили всякие алики, толики, большие, маленькие, инфляции, поллюции, мистификации, провокации – в общем, виноватых много.
И в углу этой картины два сердечка – Севка и Вашенка. Можно много, и долго, и пусто (отчасти), и смешно говорить о любви. О её истоках, например. Но ещё смешнее говорить о её причинах. И это - как раз тот случай. Причина была. Смотрите, вот идут слепой и глухой. Или, вон, безрукий несёт на своей спине безногого. Взаимонужность, если хотите. Об этом речь, и речь эта не исключает человеческого тепла и веры – а вдруг это она и есть? а вдруг это любовь есть вот прямо сейчас между мной и тобой?
Да, и концовку я никогда не меняла: Севка вечно бежит краем моря в надежде на счастье.
P.S. Я благодарна всем, кто принял участие в читке – организаторам, режиссеру, каждому актеру, каждому человеку, который пришел на эту читку.
Ольга Михайлова и Елена Исаева, вам спасибо за то, что видите, за то, что читаете, за то, что не выпускаете из зоны внимания.

С текстом вы можете ознакомиться по ссылке: http://civitas-drama.ru/plays/read?id=12

Фото: Ольга Гусинская
Left
Right
06.03.2020
Цех Драматургов принял активное участие в "Фестивале будущего театра", проведя конкурс пьес и показав в рамках фестиваля-читки десяти пьес победителей.
Обозреватель журнала "Современная драматургия". Зам. гл. редактора журнала "Клаузура", Валерий Бегунов, о настоящем и будущем театра:

ЧТО НАМ ЖДАТЬ ОТ ТЕАТРА – И ТЕАТРУ ОТ НАС?
Так что ждет театр в ближайшем будущем, которое мы сейчас творим собственными руками и пытаемся предугадать – во что же это выльется?
Задать эти вопросы и попытаться найти какие-то возможные ответы на них – такую задачу поставили организаторы стартовавшего 22-го февраля в столице интереснейшего проекта МХАТа им. М. Горького – «ФЕСТИВАЛЬ БУДУЩЕГО ТЕАТРА».
Он завершился. 28-го февраля. Были вручены награды и подведены итоги его насыщенной семидневной программы. А на закуску (или «репликой под занавес») – дискуссия: так что же мы ждем от будущего театра? И какое у него будущее (или одно из возможных будущих)? Отражает ли он перемены вокруг, в искусстве сцены как таковом и в нас, живущих сейчас? Или это мы (изменившиеся по сравнению с прошлыми эпохами человеки-люди) меняем и театр, и само понятие о том, что такое сценическое творчество?
Что кроется за самими понятиями – «будущий театр», «будущее театра»? О двойственности заключенных в этих понятиях смыслов говорили и худрук МХАТаим. М. Горького Эдуард Бояков, и разработчики проекта этого фестиваля драматург Владимир Забалуев и режиссер Сергей Глазков, и «плановые спикеры» дискуссии», и многие другие.
Ведь вправду же - все, что возникло вчера, «умирает в сегодня»; а все, что родилось сегодня, «умирает в завтра». На многочисленных площадках фестиваля прошли спектакли, эскизы постановок, читки пьес (по итогам конкурса пьес), перформансы, лекции, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, лаборатории, выставки, мультимедийные проекты… коллективный «мозговой штурм» (300 участников из разных стран!) проблемы: каким будет театр, скажем, в 2030 году?
На мой взгляд (поневоле упрощая дефиниции), фестиваль и дискуссии на нем проявили?.. высветили?.. подчеркнули?.. три сущностных момента.
* Первое: природа театра остается неизменной. Он стоял и стоит на образном выражении смыслов через ДЕЙСТВИЕ. Через действенные сценические события и перемены в них.
* Второе: театр, один из корневых, древнейших и всеобъемлющих способов общения и взаимопознания людей посредством искусства сцены, – и оно творится здесь и сейчас.
* Третье: поиски, эксперименты, новации и все такое – это прежде всего поиски способов общения. Общения театра и публики. Отражающего перемены общения во всех сферах жизни (и перемены в самом человеке, если они вправду имеют место). И «новая драматургия» не только нащупывает новые, возникшие в наше время темы и проблемы, но тоже пытается искать пути общения с нынешним театром и нынешнего театра с современниками.
Все многочисленные программы фестиваля – это именно демонстрация поисков новых, иных, чем прежде, способов общения сцены и зрителя. И даже читки новых пьес продемонстрировали это. От «сидения на стульях с текстом в руках» - до сложных постановочных решений, по сути эскизов больших спектаклей: от включения в действо сложных информационно-компьютерных технологий до сочетания танцев, острой пластики, сложнейших декорационно-пространственных композиций и изысков в разработке костюмов. И попутно отразив и то, что в последние годы складывается нечто вроде тенденции, пугающей иных критиков и даже режиссеров: «примат режиссера» в прочтении сюжета драматурга и даже композитора и его «рассказывания» на сцене - порой уступает место примату сценографа». Всё это – именно способы «прочтения пьесы» и способы общения с залом. Все, пришедшие уже и приходящие только что формы активного вовлечения зрителя в общение с театром - иммерсивные действа, симмультанные пространства, интерактивный театр… Это прогноз? Но ведь уже сейчас осуществляется!
Реплика в сторону. Немного о прогнозах. Уже несколько лет многие увлечены созданием «прокатного театра» внутри интернета – силами авторов, постановщиков и участников, живущих далеко друг от друга, в разных странах и краях Земли. Интернет-пространство это позволяет. Мы там все отовсюду одновременно вместе, рядом, в тесном сиюминутном общении. И у этих виртуально складываемых постановок, показываемых «здесь и сейчас», в «реальном времени» - немало подписчиков, "потребителей-покупателей"(включающихся в дискуссии, и комменты, тоже в «реальном времени»).
А теперь нырнём в прошлое, в 1953 год. Тогда вышел роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». И там, в частности, было рассказано о том, как люди, живущие в разных местах, придумывают и складывают сюжетные действа – участвуя в них и транслируя на огромные настенные видеоэкраны в своих жилищах. (Было в этом романе рассказано и о «непрерывном» сериальном телевидении, на каналах которого шоу и сюжеты разыгрываются непрерывно в течении дней, суток, лет. Был и ряд иных прогнозов.) Вот таких прогнозов не было ни у Жюля Верна, ни у Артура Кларка, ни у многих удачливых фантастов-футурологов. Потому что они предсказывали, в основном, развитие техники, науки, технологий (помните у Станислава Лема – «Сумма технологий»?).
Но прозорливец Рэй Брэбери сумел предсказать влияние новых технологий НА СПОСОБЫ и ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ. Способы взаимных контактов, которые не только отражали общественные перемены, но меняли саму суть общения, его высший смысл – независимо от социальных статусов (и даже меняя, тем самым, многое в самой социальности). Такие не технологические, а социальные прогнозы отчасти удавалось разве лишь Ивану Ефремову – в одном из романов он предсказал войны между социалистическими народными государствами (такое, в пору написания и издания роман, мало кому могло прийти в голову даже в страшном сне).
Так изменился ли театр в корневых свойствах, включив в себя достижения цивилизации и социума? Да, во всех видах и типах сценических действ мы видим активный, осмысленный, содержательный возврат – на новом уровне – к синкретизму древних мистерий. В кукольных, музыкальных, драматургических спектаклях сочетаются сложная пластика, сложное голосоведение, работа с куклой и всё, что только накопил театр за тысячелетия развития. Включая вершины тонкого психологизма и реалистической школы. (А в текстах древних авторов – римлян и греков , в их оценках тогдашних действ, можно увидеть: сложное, условное синтетическое зрелище и в те эпохи не исключало мощи и силы психологического реализма в игре актеров. А развивающаяся драматургия этому способствовала… или этому отвечала, хоть от Софокла и Еврипида, хоть от Калидасы).
Да, театр освоил игру в реальном пространстве – на улицах, площадях, в парках, в старинных усадьба и дворцах, в музеях и выставочных залах и пр. И зрители это приняли и включились в такой способ общения.
Да, пространственное искусство театра органично включило в действо и освоило «плоскостное искусство экрана» - от видеосюжетов, параллельных действу (с игрой крупными планами и деталями) до декораций, "рисуемых" видеопроекциями по ходу действа, при перемене места событий. И публика это тоже приняла.
Кстати, пока далеко не все перемены в способах общения, принесенные теми же цифровыми технологиями, удаётся адекватно отразить и освоить на театре. Например, само виртуальное общение в интернете. Строить действеное сценическое развитие сюжета пока не получается. Визуально общение через гаджеты и компьютеры статично. Жмакают люди кнопочки компо-клавы и неотрывно пялятся в экраны. Разве что чаек или пивко попутно прихлебывают. Если в сюжете пьесы (и спектакля) такое общение представлено отдельными эпизодами, их - на контрасте - удается ярко подать эффектными режиссерско-постановочными решениями. Если весь сюжет строится на виртуальном общении персонажей, то спектакль получается вялым и статичным, утрачивающим драйв темпоритма...
Но эта "частная" проблема только подчеркивает главное.
Все это это не меняет самой природы театра. Но это именно и только перемены в способах общения. И «Фестиваль грядущего театра» сконцентрировал их в своей программе. И именно это более всего, по-моему, в такой программе, в мышлении её участников было особенно интересным.
Отражает ли это только то, как перемены в обществе и технологиях влияют на искусства? Или отражает и перемену в самом современном человеке? Весьма дискуссионый вопрос… но активно дискутируемый уже не первые годы.
Еще одна реплика в сторону. Одни антропологи утверждают, что природа человека все же меняется, и он эволюционирует. Кто-то в качестве аргумента указывает на все более частые попытки некоторых особей уже сейчас превратить себя в «киборгов».
Другие антропологи твердо стоят на том, что мы природно уже неизменны. Меняются лишь способы общения и поведения. Какие-то свойства нашей психофизики уходят на второй план. А какие-то – не всегда самые лучшие! – занимают ведущее положение. Всё больше людей – вполне молодых! – предпочитают переводить в интернет общение во всех видах творчества, в делах, в быту и в развлечениях. Кое-кто уже вообще не выходит никогда из дому (особенно, если у кого-то есть возможность поддержать таких бытово и финансово). Виртуальное общение – манок для участников странного (и в чем-то понятного) движения – не вступать в брак, ни в какие формы сексуального общения – чтоб и не заводить детей. Игровое, развлекательное общение тоже уходит для некоторых в виртуал. Он становится пространством «новой мистики» и особой формой наркозависимости. И закрепляет все более откровенный инфантилизм современных, вполне взрослых людей. Ученые отмечают также снижение в последние десятилетия «среднего» IQ человечества. И то, что возможность мгновенного получения любой информации из интернета ослабляет способности юных, развивающихся людей к оперативной памяти, к оперативному мышлению (а это сказывается на долгосрочной памяти, на умении отвлеченно мыслить, на умении анализировать конкретику жизни и отвлеченные понятия и т. п.) У-у, какие ужасы…
Но это все же не изменение природы человека. Современная «цифровая цивилизация», упрощая и стандартизируя общение, делая его более броским и развлекательным, одновременно вытаскивает в верхний слой свойство человека уединяться, в одиночестве освобождаться и закрываться от неприятных моментов общения с другими. Стремление к упрощенности мышления и поведения. Ну да, мы это упрощение и явную разобщенность – при разнообразии активных коммуникативных возможностей – видим, в том числе на примере искусств, культурной, художественной, духовной жизни.
А теперь снова о театре.
Да, впервые за тысячелетия наступила эпоха (она уже длится два с лишним десятилетия), когда театр утратил былое значение в жизни общества. Его качественное положение в чем-то, как ощущается, сильно изменилось. (Не буду здесь перечислять многочисленные признаки этого – они видны невооруженным глазом).
Но театр не утратил коренного свойства, столь важного и необходимого именно сейчас. Живое искусство театра как раз и противостоит этой разобщенности людей и атомизации современного общества.
И вот такой многоплановый смотр, как «Фестиваль будущее театра» тем как раз хорош, интересен и ценен, что (выскажусь пафосно) представил совокупность многих наших взглядов на то, какими мы видим себя в будущем и какие вырабатываем и ищем способы, чтобы посредством искусства сцены сохранить цельность нашего духовного общения.

Фото: В. Богомолов
Left
Right
01.03.2020
Итоги первого всероссийского конкурса «Цех драматургов»
Победителями первого всероссийского конкурса «Цех драматургов» стали четырнадцать авторов.

Авторы из Москвы и Московской области: Веселов Иван, Гумерова Альбина, Ермохин Николай, Колесник Ксандра, Мелексетян Марина, Павленко Варвара, Ретих Дмитрий, Синица Алёна пройдут обучение на очных семинарах в МХАТ им. М. Горького с 1 марта по 1 октября 2020 года.

Шесть драматургов-победителей из регионов России: Верясова Дарья, Вяткин Семён, Малухина Мария, Новожилов Александр, Райцес Марта, Саморядова Елена – будут участвовать в заочных семинарах с 1 марта по 23 сентября 2020 года. Среди победителей авторы из Екатеринбурга, Липецка и Калининграда.
Семинары проведут известные драматурги: Елена Исаева и Ольга Михайлова.

Работа очного семинара будет проходить 2 раза в месяц в два этапа. Первый этап – обучения с 1 марта по 1 июля 2020 года. В этот период будут подробно обсуждаться вопросы теории драмы, все этапы работы над пьесой, персональные рекомендации по их созданию. Второй этап – с 1 сентября по 1 октября – будут обсуждаться результаты самостоятельной летней работы над пьесами. Результатом явится создание новых пьес.

Заочные семинары пройдут с 1 марта до 23 сентября. В течение этого времени авторы будут проходить дистанционное обучение: письменные консультации, рекомендации, обсуждение, по мере написания ими пьес, разбор текстов, работа над ошибками и пр. Завершится образовательный процесс очным семинаром в рамках фестиваля с 23 по 30 сентября 2020 г. в МХАТ им. М. Горького. Зрителям представят читки 5 новых пьес - победительниц, из которых жюри выберет 3 лучших, которые получат по 800 000 рублей на постановку.

Проект проходит при поддержке Фонда президентских грантов.
20.02.2020
МХАТ продолжает удивлять. Театрализованная читка пьесы «Это всё она», Андрея Иванова, с участием з.а. РФ Татьяны Шалковской и поэтессы Юлии Мамочевой, дебютировавшей как актриса.
Пьесы российско-белорусского автора отличаются актуальными темами и обилием нецензурной лексики. «Считайте, что это перевод» – сказал режиссёр постановки Сергей Глазков и предложил зрителям свою сценическую версию. Не сложными режиссёрскими приёмами и удачным кастингом он мастерски создал атмосферу интимности так, что зритель будто заглянул в душу каждого героя.

На сцене темнота, только спущенная световая ферма подсвечивает четырёх исполнителей: мать – з.а. РФ Татьяна Шалковская, сын – Игорь Сетдеков, и их интернет проекции: Ворон – Владимир Невгоденко и Тоффи – Юлия Мамочева. В камерной обстановке внимание зрителя сосредоточено на слове, тембре голоса. Чистые интонации подхватывает мелодия в фортепианном исполнении, как музыка Таривердиева наполняет фильмы дополнительными смыслами. После некоторых сцен актёры встают и в определённой последовательности неспешно меняются местами, что символизирует временные промежутки между сценами – такт. Как сказал потом на обсуждении драматург Александр Железцов: «Это поэтическая драма, построенная на лейтмотивах и рифмах». Автор задаёт тему, предлагаемые обстоятельства, конфликт, а герои, как зеркала, преломляют луч света – эмоционально, по-своему отражают событие то глазами матери, то сына, то их виртуальных героев, как бы рифмуя сюжет.

Классический конфликт поколений показан на отношениях между матерью и сыном, которые не могут найти общий язык после смерти отца. Тревожная мать пытается выяснить, не гей ли сын. Она начинает общаться с ним в соцсети от имени его ровесницы. Их обоих затягивает это общение, и в результате сын влюбляется в виртуального аватара матери, а когда открывается правда, это становится для него страшным ударом. В «трагедии положений» Андрей Иванов оставляет открытый финал, обсуждая который зрители долго не могли разойтись, оправдывая те варианты, которые казались им верными. После каждого показа Цеха драматургов есть о чем поговорить.

Фото: Инара Ибрагимова
Left
Right
14.02.2020
Глубокая и смешная пьеса «Легко ли выйти замуж в Пензе», Елены Исаевой, с успехом прошла на сцене МХАТ им. М. Горького.
Автор представил читателю и зрителю палитру современных мужских и женских образов: активная, пассивная, успешная, усталая, доверчивая, возрождённая, скрытная, бабка, дедова любовница, ходок, редкий вариант, вполне вариант, алкоголик, экономный, бедный, честный, великодушный, хитрый, вдовец, одинокий волк. Узнаваемые женские портреты, с порой непредсказуемыми линиями поведения, характеризуются фразой героини другой пьесы Елены: «Что имею – не хочу, чего хочу – не знаю». Мужские же образы не выглядели фоном, а короткими фразами очерчивали характер и задавали темп и настроение сцен. Так, пришедший в брачное агентство Ходок, на вопрос: «Какую женщину хотите?» – отвечает: «Ну, без звонков, без эсэмэсок глупых. Ну, чтоб с головой дружила». Как рассказала Елена, эти слова не были ею придуманы, а собраны «из народа» в Пензе, когда готовили материал.

Пьеса вобрала в себя целый мир: богатые, бедные, успешные, удачливые, потерянные, разведённые, молодые и старые, как говорил Л. Толстой: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему".

В течение всего спектакля Наташа, активная бизнес-вумен, директор брачного агентства, в исполнении Алёны Бабенко, хочет выдать замуж своих подруг, только с Пассивной, лирической героиней (Полина Райкина), у нее никак не получается. Они обе отказываются от мысли найти себе пару и попутно, в течение спектакля, изучают внутренние барьеры, мешающие собственному счастью. Зрителю хочется верить, что двигателем действия и жизни в целом остаётся всечеловеческая потребность любить. Наташа говорит: «Хочешь искать идеальную любовь – ищи ее до бесконечности. А не хочешь быть одна – попробуй рассмотреть того человека, который рядом, но вовсе не идеальный. Вдруг – полюбишь. Вот подумайте – какие недостатки вы готовы простить мужчине?». Мнения разделились не только на сцене, но и в зале. Пьеса вскрыла множество инсайтов, зачем в действительности люди сейчас ищут пару и всем ли она принесёт истинное счастье.

Фото: Вячеслав Богомолов
Left
Right
06.02.2020
Вчера в МХАТ им. М.Горького представили пьесу "Русская народная почта", Олега Богаева.
Пьеса была написана в 1994 году, в то время она вызвала резонанс в обществе, как откровенный разговор о выборе нового пути страны и уходе отвоевавшего поколения, на примере дележа квартиры одинокого старика, Ивана Жукова, который сам себе пишет письма. Что изменилось за прошедшие 25 лет?

- "Ничего"- отвечают зрители. Режиссёр, Олеся Невмержицкая, вторя автору, сохранила открытый финал: смерть подарила главному герою вечную жизнь, но жизнь ли это?

Роль Ивана Жукова исполнил заслуженный артист России, Леонид Окунев. В его исполнении, главный герой стал символом эпохи: проживший бо́льшую часть жизни в коллективе и к концу жизни оставшись один, он пытается доказать сам себе собственную самодостаточность. Некоторые зрители, столкнувшись в жизни с опытом старения близких людей, увидели в "Русской народной почте" тему деменции, тонко выраженную в пьесе и переданную исполнителем главной роли. Каждый в читке нашел своё: и литературное "эхо" классиков, и экзистенциальные темы, и ценность времени, проводимого с близкими.

Режиссёр: Олеся Невмержицкая
Исполнители:
З.а. РФ, Леонид Григорьевич Окунев
Владимир Невгоденко
Игорь Сетдеков
Сами Какиашвили
Альбина Чайкина
Баян: Александр Широченков

Фото: Вячеслав Богомолов
Left
Right
04.02.2020
"Профиль": Лучшие пьесы тридцатилетия представит в МХАТ им. М. Горького «Цех драматургов»
В феврале всероссийский проект «Цех драматургов» и МХАТ им. М. Горького представят лучшие пьесы тридцатилетия. Это три премьеры эскизов спектаклей, которые будут поставлены на сцене знаменитого театра. Так, пятого февраля состоится премьера пьесы под названием «Русская народная почта» режиссёра Олеси Невмержицкой.

При участии таких актёров как народный артист России Леонид Окунев, Владимир Невгоденко, Игорь Сетдеков, Сами Какиашвили, Альбина Чайкина, зритель ознакомится со всемирно известной моно-пьесой. Выброшенный на свалку времени и социума, оказавшийся в полном одиночестве старик проявляет творческую смекалку. Он начинает писать письма самому себе. Перевоплощаясь то в почтальона, то в адресата, он самостоятельно возвращает себя к активной жизни.

12 февраля состоится читка ток-шоу спектакля «Выйти замуж в Пензе», режиссёр Павел Маркин. Эта пьеса посвящена женщинам и их роли в мире. Героиня пьесы мечтает выдать замуж всех своих одиноких подруг, однако выясняется, что не все из них спешат под венец: кто-то, оказывается, вовсе не скрывается от одиночества, а стремится к нему. Пьеса была написана по просьбе жителей Пензы.

19 февраля пройдёт премьера спектакля «Это все она», режиссёр Сергей Глазков. Он расскажет о драме между матерью и сыном после гибели главы семейства. Сын замыкается в себе, общаясь лишь с школьным другом по интернету.

Тревожная Мать, пытаясь выяснить сексуальную ориентацию сына, начинает общаться с ним в соцсети от имени его ровесницы. В результате сын влюбляется в виртуального аватара матери. Пьеса «Это все она» вошла в шорт-лист Одиннадцатого международного конкурса драматургов «Евразия», в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и была поставлена в Беларуси, Украине, России, Латвии, Чехии, Эстонии, Уругвае. Драматург, Андрей Иванов – номинант театральной премии «Золотая маска» за «Лучшую работу драматурга».

Источник: журнал "Профиль", 03.02.2020
31.01.2020
"Ты есть?" Драматург Александр Железцов увлёк зрителей в свою игру.
Александр Железцов известен в России, как мастер коротких пьес. В "Персональных данных" он объединил в одну пьесу три короткие одноактные, в каждой из которых в центре событий – три персонажа, где одного из них нужно спасать.

Зрители невольно стали участниками процесса. Героиня первой пьесы напрямую обращается к залу: что вы смеётесь? А потом зритель утирал слёзы и с новым сюжетом вспоминал летние события 2019 года, предсказанные автором.

Несколько комментариев зрителей с обсуждения читки:
- Мы никогда не знаем, правильно ли поступаем или нет, как наше слово или действие отзовётся. Драматург нам показывает "эффект бабочки".

- Пьеса написана и передана тактично, с умом и сердцем. Создателям удалось "высветить" трагический момент, чтобы конец новеллы дал свет. Тут про актуальное и вечное одновременно. По остросоциальной форме и заложенной назидательности, пьеса схожа с работами Чарльза Диккенса, в том, что он даёт своим читателям.

- Пьеса о промысле Божием. Как складываются обстоятельства, что мы все "на ладони его". Он помогает сделать выбор, он помогает там, где помочь нельзя.

- "Свойство гения-сделать ужас смешным". Железцов показал, ЧТО в трудной ситуации помогает человеку выйти из психоза и не сойти с ума.

- Мы живём в такое время, когда нас всех пытаются подсадить на пустой "аттракцион". То, что мы сейчас увидели – настоящее искусство. Трагикомедия проверила гибкость души и заставила нас сопереживать, а значит приблизиться к катарсису.

Фотограф: Вячеслав Богомолов
Left
Right
25.01.2020
Режиссёр, Юлиана Лайкова воплотила «Наташину мечту» на сцене МХАТ им. М. Горького
Режиссёр, Юлиана Лайкова, уже не первый раз работает с моно-пьесами, открывая зрителям внутренний мир «трудного подростка». Именно в этот период, когда уже не ребёнок, но ещё не взрослый, ломается представление о «плохом и хорошем», чёрном и белом. Эскиз спектакля построен на противопоставлениях, которые художественно отражены на сцене, придавая целостность постановке. Чёрно-белая видео-проекция как арт-объект в музее современного искусства, где то ли клякса, то ли точка, в первой части чёрная на белом фоне, а во второй – белая на чёрном, постоянно движется, растёт и уменьшается, ассоциируясь с движениями души главных героинь двух монологов. Исполнительница обеих ролей, Анастасия Дьячук, уже ранее замеченная жюри «Золотой маски», мастерски перевоплощается на сцене из детдомовской влюблённой девочки Наташи, угодившей на скамью подсудимых за жестокое избиение соперницы, в школьницу-отличницу из благополучной семьи, которая ради внимания возлюбленного и «спортивного интереса» пошла на шантаж.

Как выразилась драматург, Ольга Михайлова: «Это драматургия крупного плана, она вырисовывает каждое движение души». Зритель наблюдает и узнаёт себя в процессе зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, собственных ощущений, их взаимодействия, развития одного из другого, так называемая «диалектика души» – понятие, выведенное ещё Львом Толстым и столь точно переданное Пулинович. Вместе с ней зритель погружается в жизнь души и изучает механизм перерастания чистой любви в разрушительное, животное чувство власти, присвоения объекта внимания, как собственности, за обладание которым стираются барьеры морали и нравственности. Режиссёр так точно передал трагедию, которая разыгрывается в душе маленького человека и как вирус передаётся близким, что зритель не остался равнодушным и ещё долго обсуждал «Наташину мечту».

Фотограф Ольга Гусинская
Left
Right
21.01.2020
Приглашаем артистов к участию в читках на сцене МХАТ им. М. Горького
Уважаемые артисты, если вы хотите стать частью проекта "Цех драматургов" и участвовать в читках на сцене МХАТ им. М. Горького - присылайте портфолио с контактами на почту: actor@civitas-drama.ru.
21.01.2020
Организация кастингов
Уважаемые режиссёры, проект "Цех драматургов" поможет организовать кастинг для ваших постановок.
Оставьте заявку на casting@civitas-drama.ru с описанием действующих лиц, желаемыми сроками проведения кастинга и вашими контактами .
17.01.2020
Эскиз моно-пьесы «Взломанный» Александра Синяева в неожиданном прочтении режиссёра Сергея Глазкова раскрыл личностные темы, близкие каждому читателю и зрителю
Щемящий сердце монолог был разложен на четырёх исполнителей: Титова Романа, Игоря Сетдекова, Шевелина Семёна, Николая Коротаева, отличившихся сыгранностью актёрского ансамбля. Текст соткан из воспоминаний зрелого мужчины о недолюбленном детстве, о жестокости сверстников, юношеском одиночестве, о любви и беспомощности перед болезнью уходящего из жизни отца, о вынужденном быстром взрослении, которое сбивает ориентиры ещё несозревшего человека. Стихи Веры Полозковой звучали как барабанная дробь в моменты психологических сломов героя, усиливая концентрацию смысла и метко дополняя повествование. В отличие от трагического и предсказуемого для новой драмы финала пьесы, в сценической версии Александр Синяев и Сергей Глазков предложили зрителям другое решение, для кого-то показавшееся компромиссным и не таким остросюжетным, но близким для тех, кто переживал в своей жизни подобные ситуации и сам оказывался «взломанным». Герой пьесы услышал, как маленькая девочка сама отвечает папе на свой вопрос «все будет хорошо, когда у снеговика руки зацветут». Напомнил монолог Сони из «Дяди Вани»: «Что же делать, надо жить!...Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир...Я верую...». Зал принимал спектакль затаив дыхание и обсуждение пьесы подтвердило важность зрительского опыта.

Фотограф Ольга Гусинская
Left
Right
29.12.2019
Год завершается читкой пьесы «Каменный туман» о судьбе страны и месте художника в ней
Пьеса Марины Мелексетян «Каменный туман» описывает один день (14 марта 1907 года) из жизни скульптора Анны Голубкиной. Действие пьесы перенесено в московскую мастерскую скульптора, куда, как в Булгаковской «Белой гвардии», врывается революция, безвозвратно меняя судьбы людей. Страна инстинктивно ищет свой путь, а художник интуитивно определяет что запечатлеть в веках.«Куда моим поделкам до самой жизни», говорит главная героиня. Лишив себя женского счастья ради творческой реализации, она добивается того, что бы ремесло в её руках стало искусством и продолжает нащупывать смыслы: «Мы все блуждаем в тумане жизни, все становимся жертвами убеждений и нелепых идеалов. Мы говорим: искусство, революция, монархия, держава. А что есть у нас?».

Пьеса в эскизном исполнении обозначила много серьёзных тем и вызвала оживлённое обсуждения. Отдельного внимания заслуживает игра Полины Райкиной, органически существовавшей в роли Анны Голубкиной. Зрители долго не расходились, желая разделить свои впечатления и разгадать метафоры «Каменного тумана».

Режиссёр — Ольга Лысак
Сценография — Татьяна Спасоломская

Действующие лица и исполнители:

Граф (прототипом графа является С.Витте) — Алексей Сусов
Аня — Полина Райкина
Аля — Марина Маныч
Камилла — Апполинария Гончарова
Наташа — Елена Манакова
Макс — Максим Пушненков
Казимир — Кирилл Крошман-Климов
Дама — Анастасия Кострикина
Роден — Денис Мурунов
Жандарм — Евгений Восточный
Ремарки читает Анастасия Немченко
Left
Right
22.12.2019
В МХАТ им. М. Горького состоялась читка пьесы Юлии Яковлевой «Конечная остановка» в постановке Егора Атаманцева
Читка более походила на эскиз спектакля. В полумраке, без театрального задника, с оголёнными стенами и спущенными штанкетами, сцена сама по себе напоминала станцию. Внешняя простота артистов, одетых в классической чёрно-белой гамме, без лишнего грима и движений, помогла зрителям перенестись в другую эпоху и настроиться на нужный лад. Живое музыкальное сопровождение подчеркнуло мелодичность текстов, ритмичность пьесы и, по-чеховски, тонкую трагикомичную тему тоски по лучшей жизни, заложенную в бытовые диалоги и житейские коллизии. Как выразился один из зрителей на обсуждении: «Чехов незримо присутствовал на сцене».
Пьеса написана с использованием исторических фактов и главный герой, как поп-звезда, известен каждому школьнику, от этого зрители бурно обсуждали судьбы персонажей и страны. По мнению главного редактора литературной части МХАТ им. М. Горького, Владимира Забалуева: «Лев Николаевич, неожиданно ворвавшийся в этот дом в 1910 году – это образ большевиков, которые придут в 1917 году». Автор создал атмосферу невыносимой удушливой суеты вокруг Толстого, от чего многим зрителям стало понятно, почему писатель перед смертью ушел из дома. Открытым для читателей и зрителей остался вопрос: вторжение Толстого в чужую семью – разрушило её или позволило вырваться из обыденности? Конец пьесы многим показался предсказуемым, но сценическое музыкальное решение обобщило трагический финал, выведя его из плоскости мирской суеты в духовное пространство «бытия».

В читке участвовали:
Атамнцев Егор
Сергеев Андрей
Константинова Оксана
Штейнберг Ирина
Спутай Михаил
Колясникова Дарья
Матвеев Матвей
Сазонов Александр

Фотограф: Ольга Гусинская
Left
Right
21.12.2019
«Комсомольская правда»: в театре стартовала «ностальгически-ретроспективная» серия показов лучших пьес, написанных за последние тридцать лет.
О «Цехе драматургов» из статьи: МХАТ им. Горького ожил: в холле ходят на ходулях и колесом, в кабинетах распеваются», от 19.12.2019 г.

Буквально на днях в театре стартовала «ностальгически-ретроспективная» серия показов лучших пьес, написанных за последние тридцать лет. Объединение «Цех драматургов» представляет их читки и обсуждения.

- Мы с драматургом Ольгой Михайловой постарались собрать те пьесы, которые не имели должной сценической судьбы, - говорит Елена Исаева. - Например, обратились к творчеству наших умерших товарищей: Елены Греминой и Михаила Угарова. Они ведь не только создатели «театра Док», но и блистательные писатели, хотя об этом, как ни поразительно, далеко не все знают.

Чтения открылись пьесой Греминой «Дело корнета О-ва». Вторым мероприятием стала читка «Острова Рикоту» Натальи Мошиной, потрясающая история о том, как московский журналист отправляется в командировку на остров в Охотском море, жители которого не подозревают о существовании не только Москвы, но и самой России.

КСТАТИ

Чтения проходят по пятницам, на третьей сцене в восемь часов. Цена билета - символическая. После Нового года «Цех поэтов» обещает «Кислород» Вырыпаева, «Зеленые щеки апреля» Михаила Угарова, пьесы Вадима Леванова, Ярославы Пулинович, Александра Железцова и чего только не. Заодно «Цех драматургов» объявил конкурс на семинар драматургии, по итогам которого десять человек будут учиться очно, а пять - заочно. Лучшие три пьесы, написанные участниками семинара, будут спонсированы грантом на 800 тысяч рублей и поставлены на сцене МХАТа или какого-либо другого театра.

Автор: Евгения Сундукян

ИСТОЧНИК KP.RU
14.12.2019
Читка пьесы "Остров Рикоту" была представлена зрителям полноценным спектаклем в постановке Виктории Доценко
Простая история про современного Робинзона, в интерпретации Натальи Мошиной, обернулась философской притчей о том, кто мы и куда нам идти, где каждый сам для себя ищет ответ.
В обсуждении пьесы после показа, драматурги Ольга Михайлова, Елена Исаева, Александр Железцов были едины в мнении, что текст оставляет как героев, так и зрителей на распутье, ведь ответить на вопрос: «счастлив или не счастлив главный герой», – можно трактовать совершенно по-разному. Женской аудитории понравилась и пьеса и спектакль, а вот мужчины были настроены более критически.
Александр Железцов: «В пьесе, как и в жизни видно, что мужскому типу цивилизации, в котором главное чего-то достичь, приходит на смену женский, отличающийся стремлением к гармонии с самим собой».
По словам художественного руководителя МХАТ им. М. Горького, Э.Боякова: «У пьесы уже есть сценическая судьба, ее ставят в разных театрах и даже сняли фильм. Написанная в 2007 году, она живёт и меняется вместе со временем. То, что недавно было смешно или казалось прекрасной грёзой – сейчас выглядит кошмарным сном. Это пьеса и о 90-х, и о 2000-х – о распаде страны и потере общей веры и идеи, пьеса и о нынешнем времени, когда реальность вокруг нас растекается и подменяется интернет-пространством». За годы жизни пьесы изменилось ее восприятие, но не актуальность.

Фото: Ольга Рязанская
Left
Right
14.12.2019
«Цех драматургов» открыл образовательную программу проекта читкой пьесы Елены Греминой «Дело корнета О-ва» на Третьей сцене МХАТ им. М. Горького.
В основу сюжета пьесы лег знаменитый судебный процесс с участием выдающегося адвоката начала рубежа XIX-XX веков Федора Плевако по делу корнета Бартенева, убившего артистку Висновскую.

Работа была выбрана не случайно, Елена написала пьесу до 40 лет, что соответствует условиям стартовавшего конкурса, но пьеса не получила должного внимания и сценической жизни.

Профессиональная судьба Елены: от драматурга больших сцен – к ведущему деятелю современной драмы в России стала толчком к созданию недостающей в России институции современной драматургии.

Режиссер читки Сергей Шевченко, известный по актерским работам в спектаклях Театра.doc, Центра драматургии и режиссуры, театра Sounddrama и в фильмах «Свободное плавание», «Доктор», «Светофор», предложил зрителям погрузиться в атмосферу начала XX века, представив видеоряд из немых фильмов ушедшей эпохи. Нельзя не отметить талант владения словом Елены Греминой, который она впоследствии не однократно использовала как сценарист ряда популярных отечественных исторических сериалов. Всё это сделало показ подчеркнуто театральным и стало поводом для дискуссии о новом языке, поиске сценических форматов читок на больших сценах. Модератор читки, ректор ГИТИС Григорий Заславский высказал мнение, что «Цех драматургов» призван стать мостиком между современной драматургией и репертуарным театром, образуя среду для эксперимента, в поиске новых имён и работ.

В читке принимали участие актеры: Владимир Невгоденко, Сергей Шевченко, Наталья Салецкая, Александр Усердин, Алла Фомичева.

Ознакомиться с текстом пьесы и расписанием предстоящих читок можно в соответствующих разделах сайта.

Фото: Роман Лифанов
Left
Right
14.12.2019
«Литературная газета»: Публике нужны новые сюжеты. Возможно, их произведет Цех драматургов.
Российская театральная среда пополнилась новой формацией – Цехом драматургов. Задача этого нового проекта – найти и, главное, обучить молодых талантливых авторов для профессиональной работы с большими репертуарными театрами. Сего¬дня в гостях у «ЛГ» руководители цеха – известные драматурги Ольга Михайлова и Елена Исаева, стоявшие у истоков «новой драмы» и имеющие огромный опыт работы с молодыми авторами.

– Я понимаю, что Цех драматургов назван так по аналогии с театральны¬ми цехами – бутафорским, декорационным и так далее. Но ведь обходились как-то раньше без него: драматург писал пьесу, а театр ставил. Кажется, что всё просто. Что изменилось? Для чего понадобился ваш цех?

Елена Исаева:
– Традиционно в репертуаре театра значительную часть составляли именно пье¬сы современных авторов. Но в какой-то момент в 90-е годы всё это изменилось. Пред¬ставьте себе афишу кино, состоящую исключительно из экранизации классики и всего двух-трёх новых историй. Невообразимо. А в театре это именно так, будто театральным зрителям новые сюжеты не нужны, а интересно только смотреть в сотый раз перелицованное пусть гениальное, но старое, что называется, «из прежней жизни», буд¬то судьбы самих зрителей не достойны драматургического и сценического воплощения. А ведь пьесы, например, Чехова рассказывали именно о таких героях, что сидели в зале МХТ. Нам кажется, что причина «недопостановки» современных пьес кроется в обновлении языка драмы. «Старые», традиционные пье¬сы современных авторов теа¬тру стали не нужны, а с пьеса¬ми, написанными по-новому, они не знали, что делать.

Ольга Михайлова:
– Театр всегда обновлял¬ся драмой, потому что лите¬ратура – более гибкая вещь. Быстрей осваивает новые идеи. Да и писателю перестроить своё сознание, найти новые формы проще, чем развернуть на новый путь большой неповоротливый меха¬низм театра. И тем не менее это происходило. Так, в конце девятнадцатого века прежняя драматургия стала «хорошо сделанной пьесой», и появи¬лись писатели – Ибсен, Метерлинк, Чехов и другие, которые создали «Новую драму». Традиционная Александринка постановку «Чайки» провалила, пытаясь влить новое вино в старые меха. А Станиславский стал искать театральный язык, соответствующий этой драматургии, и тем самым обновил театр. Попытки найти новый язык, работая над современной пьесой, регулярно происходят. И даже часто кончаются удачами. Но это отдельные случаи, которые никак не сложатся в систему.

– То есть вы хотите помочь обновлению театрального языка?

Елена Исаева:
– В том числе.

Ольга Михайлова:
– Но первая наша задача – обратить внимание театров и, шире, всей театральной обще-ственности и, конечно, зрителей на то драматургическое богатство, которое скопилось в России за последние тридцать лет. Мы представим в виде теа¬трализованных читок более двадцати пьес. Хотя на самом деле в библиотеке у нас таких пьес больше пятидесяти. И это только те, которые попали в поле нашего зрения. Подозреваем, что хороших, достойных постановки пьес как минимум сотня.

– И какие в итоге будут звучать имена? Известные или неизвестные?

Ольга Михайлова:
– И те и другие. В первую очередь, нам бы хотелось, чтобы не были забыты работы наших ушедших товарищей. Поэтому 6 декабря в восемь вечера мы открываемся замечательной пьесой Елены Греминой «Дело корнета О-ва». Покажет её наш «доковский» актёр и режиссёр Сергей Шевченко. Надеемся мы показать и одну из блестящих пьес Михаила Угарова – «Голуби». Полтора года, как его нет с нами. И за это время был поставлен всего один спектакль в РАМТе на малой сцене – «Оборванец» Михаила Угарова, режиссёр В. Мирзоев. Обязательно продемонстрируем одну из пьес тоже недавно ушедшего от нас Вадима Леванова. На мой взгляд, отсутствие пьес этих авторов на наших сценах обедняет российский театр так же, как если бы не ставились пьесы Вампилова, Володина или Булгакова.

Елена Исаева:
– Покажем мы и работы относительно молодых режиссёров. Ольга Лысак 27 декабря представит пьесу Марины Мелексетян «Каменный туман» о скульпторе Голубкиной. А Виктория Доценко 13 декабря – чрезвычайно оригинальную, написанную на грани жанров хоррора и фэнтези и при этом очень смешную пьесу Натальи Мошиной «Остров Рикоту». 20 декабря можно будет посмотреть пьесу Юлии Яковлевой «Станция», в неожиданном ракурсе показывающую последние дни Льва Толстого. Режиссура – Егора Атаманцева.

Ольга Михайлова:
– Из старшего поколения авторов в январе будет читка пьесы Александра Железцова «Персональные данные». Режиссёр тоже «доковский» – Алексей Жиряков. А из совсем молодых – 15 января Сергей Глазков сделает читку пьесы Алексея Синяева «Взломанный».

Елена Исаева:
– И ещё в конце января режиссёр Юлиана Лайкова хочет представить широко известную пьесу Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Так что, как видите, авторы у нас разного возраста. И пье¬сы есть – как известные, так и совсем новые.

– То есть принцип отбора только один – хорошая пьеса?

Ольга Михайлова:
– Да, хорошая пьеса, достойная постановки на любой российской сцене.
– Так понимаю, вторая ваша задача – занятия с молодыми драматургами? Недаром ведь цех объявил конкурс авторов моложе 40 лет для участия в семинаре.

Елена Исаева:
– Мы будем вести такой семи¬нар два раза в месяц, те, кто живёт в регионах, смогут уча-ствовать в нем заочно. С 1 декабря 2019 года по 1 февраля 2020 года на конкурс принимаются пьесы, заявки и даже идеи пьес (konkurs@civitas-drama.ru). Подробная информация есть на сайте Цеха драматургов. Так мы отберём участников семинара, за время которого они напишут или допишут свои пьесы.

Ольга Михайлова:
– Кроме того, предметом обсуждения станут вопросы теории драмы. И участники будут ходить на еженедельные читки отобранных нами пьес, с тем чтобы потом во время обсуждения проанализировать и понять – в чём же новизна этих текстов. Поучиться на лучших примерах.

– Еженедельные читки – кто станет их зрителями, кроме участников семинара?

Елена Исаева:
– Наш Цех драматургов сотрудничает с ГИТИСом. Ректор Григорий Заславский считает, что студентам теа¬трального вуза – театроведам, продюсерам, актёрам и режиссёрам – необходима такая живая практика регулярного просмотра и анализа современных пьес, чтобы уметь понять, где сильные стороны текста и показа, где в прочтении тек¬ста есть просчёты. Ведь это будет не просто читка, а эскиз или заявка на спектакль.
В финальной стадии проекта – осенью 2020 года – состоится фестиваль лучших показов, где каждый из трёх победителей получит по 800 тысяч рублей для создания спектакля.

– А молодые участники семинара? Что будет с их пьесами?

Ольга Михайлова:
– В первую очередь проект обращён к ним. По мере готовности семинарских пьес лучшие из них также будут показаны в нашей программе читок. И в финальном фестивале не исключено, что именно они и завоюют право на создание спектакля.

– Где всё это будет происходить? Еженедельные читки, репетиции, семинары…

Елена Исаева:
– Нашим партнёром помимо ГИТИСа является МХАТ имени Горького. Театр пре¬доставил для наших показов прекрасно оборудованный зал, где есть и свет, и звук, и машинерия. Словом, все условия, чтобы сделать что-то интересное. Мы на это очень надеемся.

Ольга Михайлова:
– Ещё один наш партнёр – Ярославский театр драмы имени Волкова, коллектив которого ждёт новые пьесы. Надеемся, и другие театры заинтересуются продукцией нашего цеха.

Елена Исаева:
– Делаем мы всё это вместе с продюсером Людмилой Цишковской, президентом фонда «Преображение», который получил на наш проект президентский грант. А все новости о конкурсе и прочих наших делах и, конечно, афишу можно посмотреть на сайте Цеха драматургов (civitas-drama.ru). Очень надеемся на взаимодействие с театрами. Любой театр, любой режиссёр может обратиться в цех со своим предложением, пожеланием, давно вынашиваемой идеей и найти драматурга, который захочет эту идею воплощать.

Глеб Богачев, «Литературная газета», 4 декабря 2019 г.
На фото: Ольга Михайлова и Елена Исаева
25.11.2019
«ЦЕХ ДРАМАТУРГОВ» начинает свою работу
Всероссийский проект «Цех драматургов» создан командой единомышленников, которая много лет занимается современной русской драматургией.
Задача «Цеха драматургов» – поиск молодых, талантливых авторов для профессиональной работы с большими репертуарными театрами.

Проектом руководят Елена Исаева и Ольга Михайлова - известные драматурги, стоявшие у истоков «новой драмы», имеющие огромный опыт работы с молодыми авторами.

Проект осуществляет Фонд «Преображение» (под руководством Л.А.Цишковской) при поддержке Фонда президентских грантов. Партнерами проекта являются МХАТ им. М. Горького, ГИТИС, Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова.

Работа рассчитана на год - до 1 ноября 2020 г. и разбит на три этапа.

Первый этап - конкурс заявок для участия в программе «Цеха драматургов». На сайте «Цех драматургов» (civitas-drama.ru) опубликовано положение о конкурсе пьес для авторов не старше 40 лет. Членами жюри в нем являются драматурги Елена Исаева, Ольга Михайлова, Александр Железцов, худрук МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков, ректор ГИТИС Григорий Заславский. Из победителей конкурса будет сформированы очный и заочный семинары.

Эдуард Бояков, худрук МХАТ им. М. Горького: «МХАТ создавался как театр современной пьесы. Чехов, Горький, Леонид Андреев, а после революции Булгаков, Катаев, Леонов были остросовременными авторами. Эту традицию основателей Художественный театр безусловно будет продолжать».

Второй этап - работа семинара. Очный семинар для участников конкурса будет проходить два раза в месяц на базе помещений МХАТ им.М.Горького. Отобранные авторы из регионов станут участниками заочного семинара, который будет проходить по переписке весь срок проекта. , который будет работать весь театральный сезон - два семинарских занятия в месяц, и параллельно для жителей регионов будет работать заочный семинар. По итогам работы семинара участниками будут написаны пьесы. Лучшие из них будут представлены театрализованными читками.

Ольга Михайлова, драматург, руководитель проекта: «На определенном этапе к драматургам подключаются режиссеры, которые готовят театрализованные читки. В идеале подготовка читки должна быть совместной работой драматурга, режиссера, художника и композитора. Таким образом, будет происходить процесс обучения сосуществованию этих специалистов в едином коллективе для решения общей задачи».

Третьим этапом проекта станет издание пьес-победителей. «Цех Драматургов» отберет лучшие пьесы, которые будут изданы в серии «Бумажный театр», каждая – отдельной книжкой. Это будет книга-спектакль, увиденная глазами того или иного художника.
Важнейшая часть проекта – напомнить сегодняшнему зрителю о наиболее интересных пьесах последних тридцати лет. В связи с этим каждую неделю во МХАТе имени М.Горького будут проходить театрализованные читки этих пьес и их обсуждение, которое будут модерировать современные авторы и театроведы.

Елена Исаева, драматург, руководитель конкурса: «Еще одним направлением работы будет показ современных пьес (написанных за последние тридцать лет), которые являются литературными удачами, достойными внимания. Обсуждение этих пьес – тоже этап обучения. Часто это бывает первым знакомством молодого автора с работами своих коллег. За последние тридцать лет драматургия выработала новые приемы, поменяла конфликт и другие важнейшие элементы пьесы. Разбор представленных текстов поможет выявить отличие старой драматургии от новой, поможет избежать ошибок и повторов».

Читки современных пьес в МХАТ им. М. Горького начинаются с декабря. Узнать расписание показов, а так же задать вопросы можно на том же сайте – Цех драматургов (civitas-drama.ru).

По итогам работы проекта осенью 2020 года лучшие из представленных театрализованных читок будут представлены в рамках мини-фестиваля. На этот фестиваль будут приглашены те авторы из регионов, которые войдут в заочный семинар, и чьи пьесы станут участниками проекта. результате будут отобраны три лучшие показа, которые получат деньги на постановку (800 тысяч рублей каждая) – в МХАТ им. М.Горького или на любой другой площадке России.