06.03.2020
Цех Драматургов принял активное участие в "Фестивале будущего театра", проведя конкурс пьес и показав в рамках фестиваля-читки десяти пьес победителей.
Обозреватель журнала "Современная драматургия". Зам. гл. редактора журнала "Клаузура", Валерий Бегунов, о настоящем и будущем театра:
ЧТО НАМ ЖДАТЬ ОТ ТЕАТРА – И ТЕАТРУ ОТ НАС?
Так что ждет театр в ближайшем будущем, которое мы сейчас творим собственными руками и пытаемся предугадать – во что же это выльется?
Задать эти вопросы и попытаться найти какие-то возможные ответы на них – такую задачу поставили организаторы стартовавшего 22-го февраля в столице интереснейшего проекта МХАТа им. М. Горького – «ФЕСТИВАЛЬ БУДУЩЕГО ТЕАТРА».
Он завершился. 28-го февраля. Были вручены награды и подведены итоги его насыщенной семидневной программы. А на закуску (или «репликой под занавес») – дискуссия: так что же мы ждем от будущего театра? И какое у него будущее (или одно из возможных будущих)? Отражает ли он перемены вокруг, в искусстве сцены как таковом и в нас, живущих сейчас? Или это мы (изменившиеся по сравнению с прошлыми эпохами человеки-люди) меняем и театр, и само понятие о том, что такое сценическое творчество?
Что кроется за самими понятиями – «будущий театр», «будущее театра»? О двойственности заключенных в этих понятиях смыслов говорили и худрук МХАТаим. М. Горького Эдуард Бояков, и разработчики проекта этого фестиваля драматург Владимир Забалуев и режиссер Сергей Глазков, и «плановые спикеры» дискуссии», и многие другие.
Ведь вправду же - все, что возникло вчера, «умирает в сегодня»; а все, что родилось сегодня, «умирает в завтра». На многочисленных площадках фестиваля прошли спектакли, эскизы постановок, читки пьес (по итогам конкурса пьес), перформансы, лекции, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, лаборатории, выставки, мультимедийные проекты… коллективный «мозговой штурм» (300 участников из разных стран!) проблемы: каким будет театр, скажем, в 2030 году?
На мой взгляд (поневоле упрощая дефиниции), фестиваль и дискуссии на нем проявили?.. высветили?.. подчеркнули?.. три сущностных момента.
* Первое: природа театра остается неизменной. Он стоял и стоит на образном выражении смыслов через ДЕЙСТВИЕ. Через действенные сценические события и перемены в них.
* Второе: театр, один из корневых, древнейших и всеобъемлющих способов общения и взаимопознания людей посредством искусства сцены, – и оно творится здесь и сейчас.
* Третье: поиски, эксперименты, новации и все такое – это прежде всего поиски способов общения. Общения театра и публики. Отражающего перемены общения во всех сферах жизни (и перемены в самом человеке, если они вправду имеют место). И «новая драматургия» не только нащупывает новые, возникшие в наше время темы и проблемы, но тоже пытается искать пути общения с нынешним театром и нынешнего театра с современниками.
Все многочисленные программы фестиваля – это именно демонстрация поисков новых, иных, чем прежде, способов общения сцены и зрителя. И даже читки новых пьес продемонстрировали это. От «сидения на стульях с текстом в руках» - до сложных постановочных решений, по сути эскизов больших спектаклей: от включения в действо сложных информационно-компьютерных технологий до сочетания танцев, острой пластики, сложнейших декорационно-пространственных композиций и изысков в разработке костюмов. И попутно отразив и то, что в последние годы складывается нечто вроде тенденции, пугающей иных критиков и даже режиссеров: «примат режиссера» в прочтении сюжета драматурга и даже композитора и его «рассказывания» на сцене - порой уступает место примату сценографа». Всё это – именно способы «прочтения пьесы» и способы общения с залом. Все, пришедшие уже и приходящие только что формы активного вовлечения зрителя в общение с театром - иммерсивные действа, симмультанные пространства, интерактивный театр… Это прогноз? Но ведь уже сейчас осуществляется!
Реплика в сторону. Немного о прогнозах. Уже несколько лет многие увлечены созданием «прокатного театра» внутри интернета – силами авторов, постановщиков и участников, живущих далеко друг от друга, в разных странах и краях Земли. Интернет-пространство это позволяет. Мы там все отовсюду одновременно вместе, рядом, в тесном сиюминутном общении. И у этих виртуально складываемых постановок, показываемых «здесь и сейчас», в «реальном времени» - немало подписчиков, "потребителей-покупателей"(включающихся в дискуссии, и комменты, тоже в «реальном времени»).
А теперь нырнём в прошлое, в 1953 год. Тогда вышел роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». И там, в частности, было рассказано о том, как люди, живущие в разных местах, придумывают и складывают сюжетные действа – участвуя в них и транслируя на огромные настенные видеоэкраны в своих жилищах. (Было в этом романе рассказано и о «непрерывном» сериальном телевидении, на каналах которого шоу и сюжеты разыгрываются непрерывно в течении дней, суток, лет. Был и ряд иных прогнозов.) Вот таких прогнозов не было ни у Жюля Верна, ни у Артура Кларка, ни у многих удачливых фантастов-футурологов. Потому что они предсказывали, в основном, развитие техники, науки, технологий (помните у Станислава Лема – «Сумма технологий»?).
Но прозорливец Рэй Брэбери сумел предсказать влияние новых технологий НА СПОСОБЫ и ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ. Способы взаимных контактов, которые не только отражали общественные перемены, но меняли саму суть общения, его высший смысл – независимо от социальных статусов (и даже меняя, тем самым, многое в самой социальности). Такие не технологические, а социальные прогнозы отчасти удавалось разве лишь Ивану Ефремову – в одном из романов он предсказал войны между социалистическими народными государствами (такое, в пору написания и издания роман, мало кому могло прийти в голову даже в страшном сне).
Так изменился ли театр в корневых свойствах, включив в себя достижения цивилизации и социума? Да, во всех видах и типах сценических действ мы видим активный, осмысленный, содержательный возврат – на новом уровне – к синкретизму древних мистерий. В кукольных, музыкальных, драматургических спектаклях сочетаются сложная пластика, сложное голосоведение, работа с куклой и всё, что только накопил театр за тысячелетия развития. Включая вершины тонкого психологизма и реалистической школы. (А в текстах древних авторов – римлян и греков , в их оценках тогдашних действ, можно увидеть: сложное, условное синтетическое зрелище и в те эпохи не исключало мощи и силы психологического реализма в игре актеров. А развивающаяся драматургия этому способствовала… или этому отвечала, хоть от Софокла и Еврипида, хоть от Калидасы).
Да, театр освоил игру в реальном пространстве – на улицах, площадях, в парках, в старинных усадьба и дворцах, в музеях и выставочных залах и пр. И зрители это приняли и включились в такой способ общения.
Да, пространственное искусство театра органично включило в действо и освоило «плоскостное искусство экрана» - от видеосюжетов, параллельных действу (с игрой крупными планами и деталями) до декораций, "рисуемых" видеопроекциями по ходу действа, при перемене места событий. И публика это тоже приняла.
Кстати, пока далеко не все перемены в способах общения, принесенные теми же цифровыми технологиями, удаётся адекватно отразить и освоить на театре. Например, само виртуальное общение в интернете. Строить действеное сценическое развитие сюжета пока не получается. Визуально общение через гаджеты и компьютеры статично. Жмакают люди кнопочки компо-клавы и неотрывно пялятся в экраны. Разве что чаек или пивко попутно прихлебывают. Если в сюжете пьесы (и спектакля) такое общение представлено отдельными эпизодами, их - на контрасте - удается ярко подать эффектными режиссерско-постановочными решениями. Если весь сюжет строится на виртуальном общении персонажей, то спектакль получается вялым и статичным, утрачивающим драйв темпоритма...
Но эта "частная" проблема только подчеркивает главное.
Все это это не меняет самой природы театра. Но это именно и только перемены в способах общения. И «Фестиваль грядущего театра» сконцентрировал их в своей программе. И именно это более всего, по-моему, в такой программе, в мышлении её участников было особенно интересным.
Отражает ли это только то, как перемены в обществе и технологиях влияют на искусства? Или отражает и перемену в самом современном человеке? Весьма дискуссионый вопрос… но активно дискутируемый уже не первые годы.
Еще одна реплика в сторону. Одни антропологи утверждают, что природа человека все же меняется, и он эволюционирует. Кто-то в качестве аргумента указывает на все более частые попытки некоторых особей уже сейчас превратить себя в «киборгов».
Другие антропологи твердо стоят на том, что мы природно уже неизменны. Меняются лишь способы общения и поведения. Какие-то свойства нашей психофизики уходят на второй план. А какие-то – не всегда самые лучшие! – занимают ведущее положение. Всё больше людей – вполне молодых! – предпочитают переводить в интернет общение во всех видах творчества, в делах, в быту и в развлечениях. Кое-кто уже вообще не выходит никогда из дому (особенно, если у кого-то есть возможность поддержать таких бытово и финансово). Виртуальное общение – манок для участников странного (и в чем-то понятного) движения – не вступать в брак, ни в какие формы сексуального общения – чтоб и не заводить детей. Игровое, развлекательное общение тоже уходит для некоторых в виртуал. Он становится пространством «новой мистики» и особой формой наркозависимости. И закрепляет все более откровенный инфантилизм современных, вполне взрослых людей. Ученые отмечают также снижение в последние десятилетия «среднего» IQ человечества. И то, что возможность мгновенного получения любой информации из интернета ослабляет способности юных, развивающихся людей к оперативной памяти, к оперативному мышлению (а это сказывается на долгосрочной памяти, на умении отвлеченно мыслить, на умении анализировать конкретику жизни и отвлеченные понятия и т. п.) У-у, какие ужасы…
Но это все же не изменение природы человека. Современная «цифровая цивилизация», упрощая и стандартизируя общение, делая его более броским и развлекательным, одновременно вытаскивает в верхний слой свойство человека уединяться, в одиночестве освобождаться и закрываться от неприятных моментов общения с другими. Стремление к упрощенности мышления и поведения. Ну да, мы это упрощение и явную разобщенность – при разнообразии активных коммуникативных возможностей – видим, в том числе на примере искусств, культурной, художественной, духовной жизни.
А теперь снова о театре.
Да, впервые за тысячелетия наступила эпоха (она уже длится два с лишним десятилетия), когда театр утратил былое значение в жизни общества. Его качественное положение в чем-то, как ощущается, сильно изменилось. (Не буду здесь перечислять многочисленные признаки этого – они видны невооруженным глазом).
Но театр не утратил коренного свойства, столь важного и необходимого именно сейчас. Живое искусство театра как раз и противостоит этой разобщенности людей и атомизации современного общества.
И вот такой многоплановый смотр, как «Фестиваль будущее театра» тем как раз хорош, интересен и ценен, что (выскажусь пафосно) представил совокупность многих наших взглядов на то, какими мы видим себя в будущем и какие вырабатываем и ищем способы, чтобы посредством искусства сцены сохранить цельность нашего духовного общения.
Фото: В. Богомолов